ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК ОНА БЫЛА, ЕСТЬ И… НЕ БУДЕТ

1.

Принято понимать под интеллигенцией часть общества, живущую умственным трудом, пафосно – духовную элиту народа. Это понимание некорректно, исторически неверно, чуть ли не навязано обществу со специальной целью смазать суть дела. Интеллигенцию как слой породил российский Х1Х век, и, с точки зрения Запада, она представляет собой уникальное социальное образование. В условиях политического деспотизма в царской России часть образованных людей, повинуясь нравственному долгу, своему чувству народолюбия, добровольно взяла на себя миссию защиты безгласного народа от произвола государства и господствующих классов. Интеллигенты – это люди, которые были вынуждены заниматься политикой как не своим делом, политикой как протестом, как проповедью революционного обновления. Через литературу и литературную критику они занялись бескомпромиссными обличениями властей, внося в политику элементы нравственности, совестливости и… дилетантизма.

Образованный класс в России состоял из бюрократии, духовенства и интеллигенции. Первые два слоя были государственническими, последний характеризовался отщепенством от государства. Термин “отщепенство” принадлежит П. Б. Струве. В отщепенстве интеллигенции, считал он, в значительной степени повинна русская монархия, которая строила свои отношения на политической покорности культурных классов.

Интеллигенция делилась на революционную и либеральную. И те, и другие исповедовали социалистический идеал. Спор шел лишь о способах и методах его достижения. Пережив революционный опыт и осознав, какую угрозу несет русской государственности революционная интеллигенция, часть либеральной интеллигенции в сборниках статей “Вехи” и “Из глубины” сделали попытку резко отмежеваться от интеллигенции вообще. Напрасно. Веховец А. С. Изгоев был совершенно прав, когда возложил ответственность за деятельность большевиков на всю русскую интеллигенцию. (См. сб. “Из глубины”. – М., 1990. – С. 152).

Жизнь жесточайшим образом раскритиковала все интеллигентские идеалы, вскрыла генеральную черту интеллигентского сознания – утопизм. Интеллигенция оказалась органически неспособной к государственной работе. Историческая ответственность за провал Временного правительства всецело лежит на либеральной интеллигенции. Кстати, провал Центральной Рады также обусловлен тем, что в ней заправляла украинская либеральная интеллигенция. Кто видит в Грушевском и Винниченко выдающихся государственных деятелей, тот, мягко говоря, сильно ошибается. Наоборот, успех большевиков во многом объясняется тем, что они менее всего были подвержены болезни интелигентщины.

2.

В годы “перестройки” интеллигенция вновь пережила короткий бурный период либеральных мечтаний. Власть наконец-то поманила ее, и она сделала все, чтобы раскачать лодку советской государственности. После развала СССР началось национальное государственное строительство в бывших советских республиках, в частности, в Украине. Интеллигенция вновь была использована властью для идеологического прикрытия становления и укрепления национального режима государственной номенклатуры. И вновь, когда было сделано дело, она получила от власти пинка.

Опыт общения интеллигенции с властью приводит к следующим выводам. Во-первых, интеллигенции не нужно ходить во власть.Это плохо кончается и для власти, и для интеллигенции. Во-вторых, интеллигенции не следует призывать народ солидаризоваться с властью. Интеллигенция нужна народу только в качестве общественного критика власти. Оппозиционность интеллигенции к власти отнюдь не означает ее враждебности к ней. Видимо, следует различать уровень политика и уровень общественного деятеля (интеллигентский уровень). Разумеется, это относительное различие, ибо всякий политик есть, безусловно, общественный деятель, а любой общественный деятель входит в политические отношения. И все-таки в иерархии властных отношений политик стоит выше общественного деятеля. Для решения своих вопросов политик нажимает на клавищи государственных структур, то есть его интерес направлен на непосредственное использование государственной власти. Общественный деятель стремится привлечь общественное внимание к той или иной проблеме и при этом может рассчитывать только на свой личный авторитет. Народ должен видеть в интеллигенции свою совесть, а во власти – своего управляющего.

Великие русские писатели открыли миру много бесов русской интеллигенции. Украинская интеллигенция имеет своего фирменного беса – национализм, преподносимый как патриотизм. Мол, национализм – это любовь к своему языку, культуре, народу. На самом деле национализм есть кариес патриотизма; претензия на европейскость находит тут естественный предел. Национализм вовсе не любовь, а политическое направление, которое во главу политику ставит принцип этнического превосходства. И тогда язык превращается в политический инструмент идентификации граждан по принципу “свои” и “чужие”. Культура становится фактором, не объединяющим, а разделяющим граждан одного и того же государства по политическому признаку. Попытка представить русскую культуру как привнесенную извне, “колониалистскую”, “империалистическую”, усиленное выдавливание русского языка из сферы образования и науки расколола интеллигенцию Украины, нанесла непоправимый политический ущерб тем партиям и организациям, во главе которых находятся экзотические демократы из числа националистов. Поразительно, но точь-в-точь был повторен неудачный опыт украинизации Центральной Рады, вызвавший массовое раздражение против нее населения крупных городов Украины.

Та часть украинской интеллигенции, которая символизирует себя знаком “национал-демократизм”, самым убедительным образом продемонстрировала свою генетическую связь с дореволюционной российской интеллигенцией. По украинскому Гоголю – это хлестаковщина; по русскому Достоевскому – это: “увизжались, проврались и носы повесили”. Переживают стадию “носы повесили”. Как и русские либералы в период революции 1905 – 1907 гг., неприятно для себя обнаружили, что народ вовсе не считает их своими вождями и не идет за ними. Обвинили в этом… народ, который якобы лишен национального самосознания и не желает национально пробуждаться. Народ как жертва-виновник. Типичное народничество: петь дифирамбы идеальному народу (национальной идее) и клеймить народ реальный.

Вторая волна отрезвления после “перестроечной”. “Перестройка” дискредитировала либеральную идею, семь лет украинской государственности – националистическую. Поиск национальной идеи в эпоху коррупции – возможен ли успех?

Украинская национал-демократическая интеллигенция приняла активное участие в “державостроении” и вместе с властью делит ответственность перед народом за результаты этого домостроя. Ее основной грех состоит в том, что она фактически устранилась от своего дела – создание инфраструктуры гражданского общества, которое могло бы стать заслоном от поползновений государства решать свои проблемы за счет народа. Млея перед идеей государственности, она не хотела замечать конкретную физиономию конкретного режима. Хоть и с оговорками, но в общем и целом она до последнего времени поддерживала существующий режим, но накануне нового передела власти вдруг выставила ему обвинение в том, что он ведет войну с народом и интеллигенцией (см. статью Е. А. Акимовича “Интеллигенция и власть” в газ. “Веч. Одесса, 29 апр. 1999 г.). Е. А.Акимович считает, что “Украине нужна интеллигентная власть, которая будет сочувствовать народу” и предложил создать предвыборный блок интеллигенции с народом. Интеллигентная власть – это самый настоящий солженицынский тигроголубь. Что касается идеи блока, то она явно ассоциируется с еще незабытым лозунгом: народ и партия едины. Неизбывный утопизм интеллигентского сознания!

3.

Судьба интеллигенции напрямую зависит от судеб демократии в Украине. Поскольку интеллигенция родилась из политической несвободы, демократия угрожает ее существованию. Так что в определенном смысле интеллигенция является собственным могильщиком. В нормальном обществе политикой занимаются профессионалы. Может быть в этом сокрыта тайна того, что интеллигенция до сих пор делала свое дело хуже, чем власть свое.

 

Опубликовано на украинском языке в сб.: Інтелігенція і влада. Матеріали Всеукраїнскої наукової конференції 22-23 жовтня 1999 року. – Одеса, 1999.

Хостинг от uCoz