143. Законодательная власть – это та власть,
которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила
государства для сохранения сообщества и его членов. Но
Джон Локк. Два трактата о правлении. – М.: Мысль, 1988. С. 346
так как те законы, которые должны постоянно
соблюдаться и действие которых непрерывно, могут быть созданы за короткое
время, то нет необходимости, чтобы законодательный орган действовал все
время и тогда, когда ему нечего будет делать. И кроме
того, поскольку искушение может быть слишком велико при слабости человеческой
природы, склонной цепляться за власть, то те же лица, которые обладают властью
создавать законы, могут также захотеть сосредоточить в своих руках и право на
их исполнение, чтобы, таким образом, сделать для себя исключение и не
подчиняться созданным ими законам и использовать закон как при его создании,
так и при его исполнении для своей личной выгоды; тем самым их интересы
становятся отличными от интересов всего сообщества, противоречащими целям
общества и правления. Вот почему в хорошо устроенных
государствах, где благо целого принимается во внимание так, как это должно
быть, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись
должным образом, обладают сами или совместно с другими властью создавать
законы; когда же они это исполнили, то, разделившись вновь, они сами подпадают
под действие тех законов, которые были ими созданы; это для них новая и
непосредственная обязанность, которая побуждает их следить за тем, чтобы они
создавали законы для блага общества.
144. Но так как законы, которые создаются один раз и в
короткий срок, обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в непрерывном
исполнении или наблюдении за этим исполнением, то необходимо, чтобы все
время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех
законов, которые созданы и остаются в силе. И таким образом, законодательную
и исполнительную власть часто надо разделять.
145. Существует еще одна власть в каждом
государстве, которую можно назвать природной, так как она соответствует
той власти, которой по природе обладал каждый человек до того, как он вступил в
общество. Ведь хотя в государстве члены его являются отличными друг от друга
личностями и в качестве таковых управляются законами общества, все же по
отношению к остальной части человечества они составляют одно целое, которое,
как прежде каждый из его членов, все еще находится в естественном состоянии по
отношению к остальной части человечества. Отсюда следует, что все споры,
которые возникают между кем-либо из людей, находящихся в обществе, с те-
Джон Локк. Два трактата о правлении. – М.: Мысль, 1988. С. 347
ми, которые находятся вне общества, ведутся народом; и
ущерб, нанесенный одному из его членов, затрагивает, в вопросе о возмещении
этого ущерба, весь народ. Таким образом, принимая это во внимание, все
сообщество представляет собой одно целое, находящееся в естественном состоянии
по отношению ко всем другим государствам или лицам, не принадлежащим к этому
сообществу.
146. Следовательно, сюда относится право войны и мира,
право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести
все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства; эту власть,
если хотите, можно назвать федеративной. Лишь бы была понята сущность, а
что касается названия, то мне это безразлично.
147. Эти две власти, исполнительная
и федеративная, хотя они в действительности отличаются друг от
друга, так как одна из них включает в себя исполнение муниципальных
законов общества внутри его самого по отношению ко всему, что является
его частями, другая же включает в себя руководство внешними безопасностью и
интересами общества в отношениях со всеми теми, от кого оно может получить
выгоду или потерпеть ущерб, все же эти два вида власти почти всегда
объединены. И хотя эта федеративная власть при хорошем или дурном ее
осуществлении имеет огромное значение для государства, все же она менее
способна руководствоваться предшествующими постоянными
положительными законами, чем исполнительная власть; и поэтому по
необходимости она должна предоставляться благоразумию и мудрости тех, в чьих
руках она находится, для того чтобы она была направлена на благо общества. Ведь
законы, касающиеся взаимоотношений подданных друг с другом, направлены
на руководство их действиями и вполне могут предшествовать им. Но то,
что следует сделать в отношении иностранцев, во многом зависит от их поступков
и от различных замыслов и интересов, и это по большей части следует предоставлять
благоразумию тех, кому доверена эта власть, чтобы они могли
руководствоваться самым лучшим, что дает их искусство, ради пользы государства.
148. Хотя, как я сказал, исполнительная и федеративная
власть в каждом сообществе в действительности отличается друг от друга, все
же их вряд ли следует разделять и передавать одновременно в руки различных лиц.
Ведь обе эти власти требуют для своего осуществления силы общества, и почти что
невыполнимо сосредоточивать силу государства в руках
различных и друг другу не подчинен-
Джон Локк. Два трактата о правлении. – М.: Мысль, 1988. С. 348
ных лиц или же создавать такое положение, когда исполнительная
и федеративная власть будут доверены лицам, которые могут
действовать независимо, вследствие чего сила общества будет находиться под
различным командованием, а это может рано или поздно привести к беспорядку и
гибели.
Предыдущий | Оглавление | Следующий