Мифы XXI века

Александр БАРХАТОВ, «Одесский вестник», 18 июня 2011 г.

 

В НАШЕ время порой трудно найти книгу, в которой глубокий смысл и актуальность сочетается с хорошим, доступным стилем и яснос­тью изложения. Особенно это касается литературы, посвященной истории и политологии. Зачастую перенасыщен­ность научной и наукообразной термино­логией делают ее нечитаемой даже для достаточно образованных людей. Книга профессора ОНУ Геннадия Гребенника «Миф и политика» - приятное исключе­ние в этом ряду. В ней прекрасный литературный русский язык сочетается с насыщенностью идеями и информаци­ей, а удачно подобранные иллюстрации усиливают содержание.

    

Казалось бы, тема мифов может сегодня заинтересовать только поклонников седой ста­рины. Однако профессор Гребенник четко и ясно показывает: в сущности, наше время не менее пронизано мифами, чем античная древ­ность. Но с серьезной поправкой: те, истинные мифы зиждятся на архетипах - базовых универ­сальных составляющих коллективного бессоз­нательного по К.Г. Юнгу, неких древнейших сим­волах, ставших первоосновой и нашего мыш­ления, и в сущности - всей культуры человече­ства. Мифы, о которых в большей степени идет речь в книге, - искусственные, напрямую свя­занные с политическими реалиями последних столетий. Совершенно определенная тенденция к мифологизации массового сознания, расту­щая буквально в геометрической прогрессии в связи со всепроникающей мощью СМИ, стала одним из ключевых инструментов «промывания мозгов» и навязывания обществу выгодных по­литикам представлений. Причем не только о на­стоящем, но и о прошлом. Прошлом, которое дает возможность опытным манипуляторам формировать настоящее в умах отдельных лю­дей и в социуме в целом...   

 

Примеров этому в истории множество: что мощнейшая пропагандистская машина гитле­ровской Германии, вложившая в головы и души целого народа за кратчайший промежуток вре­мени абсолютно искаженную, основанную на самых мрачных архетипах систему взглядов на прошлое и будущее, которая сделала из наро­да поэтов и философов армию убежденных убийц... Что почти вытеснивший из души «на­рода-богоносца» заветы Спасителя марксист­ский миф (в ленинско-сталинской интерпрета­ции) о возможности построения «рая земного» на основе доминирования пролетариата...

 

В «Мифе и политике» дается блестящий анализ как самого изначально порочного ме­тода «политики памяти» в нашей стране в «оран­жевый период», так и его деструктивных послед­ствий. Ведь попытки внедрить на государствен­ном уровне извращенное представление об истории, попытки переписать ее в угоду при­шедших к власти сил чреваты форменной со­циальной шизофренией. И автор последова­тельно и аргументировано разоблачает «мифы» последних лет - что идеализацию убежденно­го и беспринципного предателя Мазепы, - что попытки обелить и героизировать нацистских пособников из ОУН-УПА. В сущности, все эти потуги создать на заведомо искаженном, хлип­ком фундаменте предвзято отобранных, а то и придуманных «фактов» стройную систему вну­шаемых со страниц учебников и телеэкранов устойчивых представлений напоминают психи­атрическое понятие о паралогике. Так имену­ется симптом, характеризующийся четкой и правильной системой умозаключений, базиру­ющихся на абсолютно ложной посылке. Харак­терно сие болезненное явление для шизофре­нии. В нашей стране это привело к расколу народа на тех, кому мазохистические мифы о «вечно угнетенном украинском народе» и его защитниках в стиле того же гетмана-изменни­ка и крепостника, «борцов за свободу» - нацис­тов и убийц в стиле Бандеры и Шухевича, что называется; легли на душу, - и тех, кто. обла­дая определенным иммунитетом знания, не под­дался уловкам манипуляторов. Выводы из это­го можно сделать достаточно определенные:

вредоносной мифологизации общественного сознания можно протидействовать одним: яс­ной и четкой позицией историков и публицис­тов, которые умело состряпанной лжи проти­вопоставят правду. Правду, которая, вопреки лукавым попыткам иных корыстных умников «ак­туализировать прошлое» в угоду власть иму­щим, всегда одна. И книга профессора кафед­ры истории и мировой политики института со­циальных наук ОНУ Геннадия Петровича Гребенника - весомый вклад в это благородное дело.

 

Хостинг от uCoz