Выступление
на 5-летии Горбачев-Фонда
Этот Фонд на наших глазах создает чудо: чудо
альтернативного пространства. Сегодня очень многих захватила политика со своей конъюнктурной логикой –
логикой производства статуса и власти любой ценой. Давно в России не
существовало политики как чистого механизма производства власти – без всякой
идеи, без каких-либо априорных принципов. Эта политика погубила немало
одаренных людей, одаренных и политически, и интеллектуально. Эта политика создала в России особую среду,
весьма токсичную, разрушительную в культурном и нравственном отношении.
Я абсолютно убежден, что все те, кого вовлекла сегодня политика, по большому счету, как личности и характеры – обречены. Сегодня крупные, перспективные характеры могут зародиться только вне конъюнктурной политической сферы, в параллельном и менее контролируемом пространстве.
Опасность
той среды, которая определилась сегодня как политическая, еще и в другом: она
вобрала в себя людей, которые мыслят не только
конъюнктурно, но и авантюрно – в духе лозунга “завтра будет поздно”.
Вот
это неверие в большую перспективу, это сознание шанса, который появился сейчас
и больше не появится, создает невыносимую толчею авантюристов на слишком узкой
площадке. Опыт показывает: такие концентрации авантюристов в политике опасны
для общества, они создают атмосферу “все возможного”. Гражданские войны ведь
тоже возникают тогда, когда слишком многие люди решают для себя, что “завтра
будет поздно”. Как важно в такие эпохи убедить людей в том, что долгосрочная
перспектива есть, что завтра “не будет поздно” и не надо душить друг друга
сегодня во имя победы любой ценой.
И здесь мне видится еще одна задача Фонда:
отвоевывать историческую перспективу у тех, кого поразил цинизм исторического
безверия. Вера в историю, в большую
формационную перспективу современному пострелигиозному
человеку заменяет прежнюю религиозную веру. Вера в историю придает смысл нашему
существованию, заставляет мыслить перспективно, инвестировать в будущее.
Хочу сказать в этой связи о задачах интеллектуальной элиты в целом. У нас она
снова разделилась, причем – в духе ложной дилеммы. С одной стороны, выделяется
активное крыло западнических эпигонов, совершенно не способных творчески
воспринять западное наследие, а просто заменивших лозунг “Слава КПСС” на “Слава Западу”. Догматики либерализма ничуть не лучше
догматиков марксизма: они слишком склонны упрямо игнорировать
неприятные для них факты и нетерпимы к чужому мнению.
Противоположной и, надо сказать, спровоцированной
крайностью отличаются ностальгические
почвенники, не говоря уже о коммунистических реставраторах. И вот эта
дурная дилемма в значительной мере отравляет интеллектуально-психологический
климат в стране. Я думаю, что одна из задач Фонда – преодоление этой ложной дилеммы западничества –
почвенничества. Эта дилемма может быть преодолена только при условии, что
мы осмысливаем перспективы России в горизонте большой общечеловеческой,
формационной перспективы. Я, в
частности, согласен с И.Валлерстайном, что
европейское новое время заканчивается на наших глазах. Крах вестернизационного проекта в современной России связан не с
культурно-историческим “упрямством” и косностью России, о чем твердят наши радикал-реформаторы. Эпигоны всегда запаздывают, они
и сегодня запоздали: навязали России проект “тотальной вестернизации”
как раз в то время, когда процесс вестернизации
объективно исчерпал себя, ибо исчерпала себя та модель, тот завоевательно-преобразовательный
принцип, с которым Запад решил подходить к миру, начиная с промышленного
переворота.
Только не следует осмысливать формационный сдвиг в
старых понятиях производительных сил и т.п. вывертов технократического
мышления. Я склонен осмысливать его в терминах духовной реформации, касающейся
не предметно-технической среды нашей цивилизации, а ее внутренней, духовной
среды. Может быть, мобилизация трех
великих мировых культур: России, Индии и Китая поможет человечеству обрести
настоящую культурно-историческую альтернативу и указать выход из тупика. Для
того чтобы участвовать в формировании такой альтернативы, от нашей элиты
требуются две вещи.
Первое:
перестать мыслить как “командиры производства” и научиться мыслить как
гуманитарии большого класса, умеющие интерпретировать культурное наследие и
конвертировать его в общественно-политическую практику.
Второе: перестать
относиться к собственной стране с презрением малограмотных миссионеров,
уполномоченных Западом. Когда российская элита умела увязать решение
национальных проблем с общечеловеческими, помещать их
в большую перспективу, она закладывала основы большой политики, к которой
прислушивался мир. Как только она играла на понижение, отказывалась от
глобальных перспектив и обязательств, заискивала
перед “передовыми нациями”, так сразу же политика теряла свой тонус,
вырождаясь в отвратительную конъюнктуру. Поэтому, перефразируя теоретиков
альтернативных движений, я бы сказал, что России необходимо “действовать
национально, мыслить – глобально”.