Панарин А.С

 

Выступление на 5-летии Горбачев-Фонда

 

Этот Фонд на наших глазах создает чудо: чудо альтернативного пространства. Сегодня очень многих захватила политика со своей конъюнктурной логикой – логикой производства статуса и власти любой ценой. Давно в России не существовало политики как чистого механизма производства власти – без всякой идеи, без каких-либо априорных принципов. Эта политика погубила немало одаренных людей, одаренных и политически, и интеллектуально. Эта политика создала в России особую среду, весьма токсичную, разрушительную в культурном и нравственном отношении.

 

Я абсолютно убежден, что все те, кого вовлекла сегодня политика, по большому счету, как личности и характеры – обречены. Сегодня крупные, перспективные характеры могут зародиться только вне конъюнктурной политической сферы, в параллельном и менее контролируемом пространстве.

 

Опасность той среды, которая определилась сегодня как политическая, еще и в другом: она вобрала в себя людей, которые мыслят не только конъюнктурно, но и авантюрно – в духе лозунга “завтра будет поздно”.

 

Вот это неверие в большую перспективу, это сознание шанса, который появился сейчас и больше не появится, создает невыносимую толчею авантюристов на слишком узкой площадке. Опыт показывает: такие концентрации авантюристов в политике опасны для общества, они создают атмосферу “все возможного”. Гражданские войны ведь тоже возникают тогда, когда слишком многие люди решают для себя, что “завтра будет поздно”. Как важно в такие эпохи убедить людей в том, что долгосрочная перспектива есть, что завтра “не будет поздно” и не надо душить друг друга сегодня во имя победы любой ценой.

 

И здесь мне видится еще одна задача Фонда: отвоевывать историческую перспективу у тех, кого поразил цинизм исторического безверия. Вера в историю, в большую формационную перспективу современному пострелигиозному человеку заменяет прежнюю религиозную веру. Вера в историю придает смысл нашему существованию, заставляет мыслить перспективно, инвестировать в будущее.

 

Хочу сказать в этой связи о задачах интеллектуальной элиты в целом. У нас она снова разделилась, причем – в духе ложной дилеммы. С одной стороны, выделяется активное крыло западнических эпигонов, совершенно не способных творчески воспринять западное наследие, а просто заменивших лозунг “Слава КПСС” на “Слава Западу”. Догматики либерализма ничуть не лучше догматиков марксизма: они слишком склонны упрямо игнорировать неприятные для них факты и нетерпимы к чужому мнению.

 

Противоположной и, надо сказать, спровоцированной крайностью отличаются ностальгические почвенники, не говоря уже о коммунистических реставраторах. И вот эта дурная дилемма в значительной мере отравляет интеллектуально-психологический климат в стране. Я думаю, что одна из задач Фонда – преодоление этой ложной дилеммы западничества – почвенничества. Эта дилемма может быть преодолена только при условии, что мы осмысливаем перспективы России в горизонте большой общечеловеческой, формационной перспективы. Я, в частности, согласен с И.Валлерстайном, что европейское новое время заканчивается на наших глазах. Крах вестернизационного проекта в современной России связан не с культурно-историческим “упрямством” и косностью России, о чем твердят наши радикал-реформаторы. Эпигоны всегда запаздывают, они и сегодня запоздали: навязали России проект “тотальной вестернизации” как раз в то время, когда процесс вестернизации объективно исчерпал себя, ибо исчерпала себя та модель, тот завоевательно-преобразовательный принцип, с которым Запад решил подходить к миру, начиная с промышленного переворота.

 

Только не следует осмысливать формационный сдвиг в старых понятиях производительных сил и т.п. вывертов технократического мышления. Я склонен осмысливать его в терминах духовной реформации, касающейся не предметно-технической среды нашей цивилизации, а ее внутренней, духовной среды. Может быть, мобилизация трех великих мировых культур: России, Индии и Китая поможет человечеству обрести настоящую культурно-историческую альтернативу и указать выход из тупика. Для того чтобы участвовать в формировании такой альтернативы, от нашей элиты требуются две вещи.

 

Первое: перестать мыслить как “командиры производства” и научиться мыслить как гуманитарии большого класса, умеющие интерпретировать культурное наследие и конвертировать его в общественно-политическую практику.

 

Второе: перестать относиться к собственной стране с презрением малограмотных миссионеров, уполномоченных Западом. Когда российская элита умела увязать решение национальных проблем с общечеловеческими, помещать их в большую перспективу, она закладывала основы большой политики, к которой прислушивался мир. Как только она играла на понижение, отказывалась от глобальных перспектив и обязательств, заискивала перед “передовыми нациями”, так сразу же политика теряла свой тонус, вырождаясь в отвратительную конъюнктуру. Поэтому, перефразируя теоретиков альтернативных движений, я бы сказал, что России необходимо “действовать национально, мыслить – глобально”.

 

 

 

     

 

  

  

  

 

 

 

 

 

 

 

      

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz