П Р О Г Р А М М А

учебного курса «История  зарубежных  политических  учений»  (144 часа)

(Сокращенный вариант)

Часть первая

 

Введение. Предмет и его место в системе политологического знания

Цель курса, его место и роль в подготовке профессиональных политологов. Методологические основы дисциплины: содержание и объем понятий идея, учение, теория, концепция, идеология; значение принципа историзма в изучении эволюции политических идей; понятие политического дискурса; понятия типы и стили политического мышления; основные категории курса. Персоналистский аспект.

 

Тема 1. Политические учения Древнего мира

Общая характеристика древней политической мысли

Погруженность политического знания в континиум религиозно-мифологического мировоззрения древних людей (синкретизм). Логика мифа. Тотальность политических отношений в догосударственном, родо-племенном обществе. Рождение рационального политического дискурса. Основные социально-политические идеи Древнего мира: гармония космического порядка с социальным (космологическая изомерия); идея божественного характера абсолютной власти царя как персонификации государства («восточный деспотизм»); представление о законе как правде-справедливости; идея неравенства как выражение высшей справедливости; кармический закон и учение об искупительной роли наказания («применение жезла»).

Политические учения в Древней Индии

Характеристика письменных источников ведической эпохи и анализ на ее основе социально-политической структуры древнеиндийского общества. “Законы Ману”, трактат “Артхашастра” - важнейшие документы государственно-правовой мысли эпохи господства брахманизма. Социально-политический аспект раннего буддизма. причины его кратковременного возвышения в период правления царя Ашоки Приядарши.      

Основные школы политической философии в Древнем Китае

Конфуцианская школа (жу-цзя). Основные представители: Кун-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы. Основные правила и принципы учения: культ мудрости древних; культ учебы и знания; культ ритуала (правила “ли”); принцип почтительности; принцип гуманности (“жэнь”); принцип “золотой середины”; принцип меритократии. Конфуцианский идеал благородного мужа (“цзюнь-цзы”) и образцового государства. Конфуцианская политическая культура в современном мире.

Даосистская школа. Основатель – Лао-цзы. Категория “дао” - главная в философии Лао-цзы. Даосистское учение об управлении государством посредством “недеяния”, «пустоты», «искусства сердца». Даосский идеал мудрого правителя. Утопизм политического  учения даосизма.

Школа моистов. Основатель – Мо-Ди. Основные принципы. Пункты несогласия с конфуцианством. Рациональное учение о “всеобщей любви и взаимной выгоде”. Разработка формально-логического метода  для решения проблемы политического выбора.

Школа легистов (“законників»). Основатель – Шан Ян (Гуньсунь Ян). Легисты - принципиальные противники конфуцианского консерватизма. Принятие новых законов как средство “изменения пути” (реформирования) государства. Критика этического приоритета в конфуцианском учении. Утверждение принципа управления путем применения силы и наказания («бадао»).

Политические учения Античного мира

Полис как форма существования древнегреческой цивилизации, основные этапы его эволюции. Развитие политической мысли в Древней Греции в досократический период. Софисты – деятели античной эпохи просвещения. Сократ - протагонист софистов. Отношение Сократа к политике, государству и законам. Символический смысл суда над Сократом. Идейно-политическая борьба в «точке Сократа» в ХХ-м веке.

Политическое учение Платона: социальная природа платонизма; конструктивизм как основа платоновского политического мышления; философ о “царском” искусстве политика; учение об идеальном государстве; модель государства, основанного на законах (“второе после наилучшего”); концепция круговорота несовершенных (извращенных) форм правления. Проблема «тоталитаризма» и «коммунизма» в платоновском учении.

Политическое учение Аристотеля: теория естественного происхождения государства, его определение и назначение; критический анализ платоновского учения о государстве; собственный проект идеального государства. Классификация основных государственных форм правления, их сравнительные преимущества и недостатки, деление на правильные и неправильные; факторы политической нестабильности и средства предотвращения государственных переворотов; идея о смешанной форме правления как наиболее оптимальной. Учение о праве: деление законов на естественные (общие) и писаные (частные).

Политико-правовые взгляды Цицерона: влияние Аристотеля и стоиков; учение о естественной природе права и государства, государство есть “достояние народа”, т. е. res  publica; положение о примате права над государством; тезис о необходимости сочетания монархического, аристократического и демократического принципов управления в системе власти для стабильности государственного строя.

 

Тема 2. Политические учения Средневековья

Политические доктрины императорской Византии (сер. У11 - нач. Х111 вв.). Место политики в системе средневековых наук арабо-мусульманского мира. Роль Аристотеля и Платона как первоисточников арабской политической мудрости. Учение Аль-Фараби о Добродетельном граде. Политология Ибн-Хальдуна. Мусульманская политико-правовая теория. Победа раннего христианства над государственным духом позднего Рима. Учение Аврелия Августина “О двух градах”. Теократическая концепция государства и политики Фомы Аквинского.

 

Тема 3. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации

Обоснование идеи вселенской монархии в трактате Данте Алигьери “Монархия”. Обоснование идеи превосходства светской власти над духовной в трактате Марсилия Падуанского “Защитник мира”.

Политология Никколо Макиавелли:  методология; взгляд на человеческую природу; о природе государства и власти; о народе и его роли в государстве; о судьбе (фортуне) и доблести ( свободе воли); макиавеллиевский идеал государя; о приемах и способах завоевания и удержания власти; постановка и решение проблемы цели и средств в политике; загадка личности Макиавелли и макиавеллизм. Макиавеллизм как главный тип мышления современных политиков.

Концепция идеального придворного Бальдассаре Кастильоне. Политико-правовой аспект в теологической доктрине Мартина Лютера. Лютер - немецкий Макиавелли. Учения монархомахов: Юний Брут и Этьен Ла Боэси. Разработка идеи государственного суверенитета в политико-правовом учении Жана Бодена. Социалистически-коммунистические учения в Западной Европе в ХУ1 - ХУ11 вв.: Т. Мор и Т. Кампанелла.

 

Тема 4. Западноевропейские политические учения Нового времени

Политические учения в Голландии и Англии в эпоху ранних буржуазных революций (ХУ11 в.): Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Томас Гоббс о делении права на естественное и волеустановленное, о естественном, догосударственном, состоянии общества, о договорной природе государства, неотчуждаемых правах личности, частной собственности как  гарантии личной свободы, о взаимных обязанностях государства и граждан, границах государственной власти, о праве граждан на восстание, о формах правления.

Политические учения во Франции в эпоху Просвещения (ХУ111 в.): критический дух и “здравый смысл” энциклопедистов. Роль Вольтера в борьбе за утверждение в обществе духа свободы, гуманности и веротерпимости. Политические вгляды Вольтера. Политология Шарля Монтескье. Социально-политическое учение Жан-Жака Руссо: о естественном состоянии как “золотом веке” человечества; о происхождении государства из общественного договора; о социальном неравенстве и частной собственности как причине гибели естественной свободы и узурпации богатыми политических прав бедных в государственном состоянии; о народном суверенитете как абсолютном принципе республиканского строя; руссоистская трактовка разделения власти. Политическая идеология просветительства и Великая французская революция.

Политические учения в Италии в ХУШ в. : Джамбаттист Вико и Чезаре Беккариа.

Политико-правовые учения в США в ХУ111 - Х1Х вв.: Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, А. Линкольн.

 

Часть вторая

 

Тема 5. Политико-правовые учения в Германии в конце ХУШ – нач. Х1Хв.

Этико-политическое учение Иммануила Канта: Кант как последний великий представитель эпохи Просвещения; кантовское решение проблемы свободы;  трактовка категорического императива применительно к сфере политики; понятие права, его деление; понятие государства, его происхождение; особенность кантовских взглядов на разделение властей и классификацию форм государства; политический идеал; проект вечного мира. Кант против Макиавелли: сравнительный анализ двух основных типов политического мышления. Современная оценка вклада Канта в развитие либерального дискурса.

Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля: понятие свободы как идея права; ступени развития понятия права (абстрактное право, мораль, нравственность); значение института частной собственности; формы наличного бытия нравственности (семья, гражданское общество, государство); апологетическое учение о  государстве; внешнее государственное право, роль войны во взаимоотношениях суверенных государств. Современная постановка вопроса о соотношении гражданского общества и государства.  

 

Тема 6. Политические учения российских славянофилов и западников

Смысл “русской идеи” как сути историософского спора о политических традициях России, ее историческом предназначении. Пробуждение русского национального самосознания в первой трети Х1Х в. Предтечи славянофильства и западничества: Н. М. Карамзин и П. Я. Чаадаев. Основные положения, концепции  и  характерные антиномии учения “старших славянофилов”. Либерализм и консерватизм «старших славянофилов». “Младшие славянофилы”. Учение Н. Я.  Данилевского о культурно-исторических типах цивилизационного развития и о России как особой цивилизации. Политическая публицистика И.С. Аксакова в 70-80 гг. Х1Х в. Особый  характер славянофильства Ф. М. Достоевского и К.Н. Леонтьева.

Разные лики западничества. Западничество - идейная основа российского реформаторства и революционаризма (либеральное и социалистическое западничество). Политические идеи западников: Т.Н. Грановский, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин,  В.Г. Белинский, А.И. Герцен.

Поиски тождества: дискуссия о Пушкине. “Русская идея” на очередном распутьи: новейшие споры современных славянофилов и западников о пути посткоммунистической России.

 

Тема 7. Политические учения представителей социализма в Западной Европе в

              начале Х1Х в.

Причины распространения социалистических учений в Западной Европе в начале Х1Х в. Социалистические проекты Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Значение нравственно-политического идеала, выработанного домарксовским социализмом.    

 

Тема 8. Политические теории народничества в России   

Противостояние интеллигенции и власти. Народничество как социально-политический феномен. Политическое мировоззрение А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Рахметовщина как апология революционного подпольного мира с его особой моралью.

Основные направления народничества 70 - 80-х гг. Х1Х в. П. Л. Лавров об историческом и нравственном долге интеллигенции перед народом. Политико-экономические и социологические взгляды Н. К. Михайловского. Теория героев и толпы.  Концепция революционной диктатуры  П. Н.  Ткачева. Нечаевщина как русская бесовщина: анализ Ф.М. Достоевского. Место народничества в идейно-политической традиции России.

Русский анархизм. Политическая теория Бакунина. Концепция анархического коммунизма П. А. Кропоткина. Позитивный потенциал идей анархистов о гражданском самоуправлении, федерализме, органическом балансе между человеком и природой.

 

Тема 9. Либеральные учения в Западной Европе в конце ХУШ - Х1Х вв.

Основные принципы и ключевые понятия, описывающие стиль либерального мышления. Классический западноевропейский либерализм: учение Б. Констана о личной свободе и ее гарантиях от посягательства государства; теория утилитаризма И. Бентама. Дальнейшее развитие либеральных идей в трудах А. де Токвиля, Дж. Ст. Милля, Г. Спенсера, В. фон Гумбольдта, Л. Штейна.

 

Тема 10. Либеральная мысль в России в Х1Х – нач. ХХ вв.

Истоки и особенность российского либерализма как дворянско-интеллигентского. Политические взгляды ММ. Сперанского. Политико-правовые теории Б. Н.  Чичерина,  С. А. Муромцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Л. Петражицкого. Разработка теории правового государства в трудах П. Н. Новгородцева и Б. А. Кистяковского. Критика публицистов-веховцев правового нигилизма российской революционной интеллигенции. Н.А. Бердяев о беспочвенности российского либерализма.

 

Тема 11. Консервативные учения в Западной Европе  в конце ХУШ -  Х1Х вв.

Социально-исторические условия возникновения и оформления консервативной идеологии в Западной Европе. Характерные черты консервативного стиля мышления. Учения классиков западноевропейского консерватизма Э. Берка, Ж. де Местра, Ф. Р. де Шатобриана, Л. де Бональда и А. де Токвиля.

 

Тема 12. Консервативная мысль в России в конце Х1Х – первой пол. ХХ вв.

Официальный консерватизм: теория «православие, самодержавие, народность». Политическое учения К. Н. Леонтьева, К.П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова. Консервативно-либеральное  учение о государстве и праве И. А. Ильина.

 

Тема 13. Нравственно-политическое учение Вл. С. Соловьева

«Русский Кант». Критика отвлеченных начал западной политической мысли. Смысл истории и христианская политика. «Русская идея». Политико-правовые аспекты соловьевского учения о добре. Эсхатологический характер религиозно-нравственно-политической системы Вл. Соловьева.

 

Тема 14. Политическая теория марксизма

Социально-исторические условия и теоретические источники марксизма. Единство и различие научного и утопического социализмов. Материалистическое понимание истории. Учение о социально-экономических формациях. Карл Маркс и Фридрих Энгельс о  происхождении частной собственности, классов и государства. Анализ противоречий капитализма и вывод на его основе о неизбежности мировой пролетарской революции (“всемирно-историческая миссия пролетариата”).  Марксова теория права. Марксизм как научная критика капитализма, социальное пророчество и лжерелигия.

Западноевропейская социал-демократия в начале ХХ века: ревизия марксизма; политические взгляды Эдуарда Берштейна и Карла Каутского;  австро-марксизм; лейборизм.

Русский марксизм. Н.А. Бердяев о возникновении в России особой версии марксизма.  Большевизм - революционный марксизм. Политическое учение В. И. Ленина. Макиавеллистский тип мышления В.И. Ленина. Исторический и метафизический большевизм. Судьбы коммунистической идеи.

 

Тема 15. Развитие либеральной мысли на Западе и в СССР-России во второй

                пол. ХХ в.

Два течения внутри либерализма. Прогноз Й. Шумпетера. Защита М. Фридманом, Л. Мизесом, Фр. Хайеком и К. Поппером принципов либерализма против социализма и тоталитаризма. Либеральные дискурсы Р. Дворкина и И. Берлина. Либеральный манифест Ф. Фукуямы. Очередной кризис либерализма на рубеже ХХ и ХХ1 столетий.

Диссидентский либерализм в СССР. “Либеральная революция” М. С. Горбачева. Два либерализма в посткоммунистической России. Оценка перспектив и границ возможностей либерализма в новой России.

 

Тема 16. Развитие консервативной мысли на Западе и в России во второй пол.

                ХХ – нач. ХХ1вв.

Западный неоконсерватизм 80-х гг. Консервативное учение А. И. Солженицына, его полемика с А.Д. Сахаровым. Коммунистический консерватизм А. А. Зиновьева. Концепция «консервативной революции» А. Дугина. Становление консервативно-либеральной идеологии в современной России.

 

Тема 17. Идея социализма и современность

Концептуальный кризис современного социализма. Переосмысление понятия «социализм» и его доктринальные выражения. Этический социализм. Либеральный социализм. Социалистический стиль мышления. Дискуссии вокруг социализма будущего. Социализм и становление нового мирового порядка.

 

Тема 18.  Политические теории “третьего мира” в ХХ в.

Политическая философия ненасилия: гандизм. “Третий путь” М.Каддафи. Исламский гуманизм М. Хатами.

 

               

 

 

Хостинг от uCoz