Введение. Предмет и его место в системе
политологического знания
Цель курса,
его место и роль в подготовке профессиональных политологов. Методологические
основы дисциплины: содержание и объем понятий идея, учение, теория, концепция, идеология; значение принципа историзма
в изучении эволюции политических идей; понятие политического дискурса; понятия типы
и стили политического мышления; основные категории курса. Персоналистский
аспект.
Тема 1. Политические
учения Древнего мира
Общая характеристика древней политической мысли
Погруженность
политического знания в континиум религиозно-мифологического мировоззрения
древних людей (синкретизм). Логика мифа. Тотальность политических отношений в
догосударственном, родо-племенном обществе. Рождение рационального
политического дискурса. Основные социально-политические
идеи Древнего мира: гармония космического порядка с социальным
(космологическая изомерия); идея божественного характера абсолютной власти царя
как персонификации государства («восточный деспотизм»); представление о законе
как правде-справедливости; идея неравенства как выражение высшей справедливости;
кармический закон и учение об искупительной роли наказания («применение
жезла»).
Характеристика
письменных источников ведической эпохи и анализ на ее основе
социально-политической структуры древнеиндийского общества. “Законы Ману”,
трактат “Артхашастра” - важнейшие документы государственно-правовой мысли эпохи
господства брахманизма. Социально-политический аспект раннего буддизма. причины
его кратковременного возвышения в период правления царя Ашоки Приядарши.
Конфуцианская школа (жу-цзя). Основные
представители: Кун-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы. Основные правила и принципы учения:
культ мудрости древних; культ учебы и знания; культ ритуала (правила “ли”);
принцип почтительности; принцип гуманности (“жэнь”); принцип “золотой
середины”; принцип меритократии. Конфуцианский идеал благородного мужа
(“цзюнь-цзы”) и образцового государства. Конфуцианская политическая культура в
современном мире.
Даосистская школа. Основатель – Лао-цзы.
Категория “дао” - главная в философии Лао-цзы. Даосистское учение об управлении
государством посредством “недеяния”, «пустоты», «искусства сердца». Даосский
идеал мудрого правителя. Утопизм политического
учения даосизма.
Школа моистов. Основатель – Мо-Ди. Основные
принципы. Пункты несогласия с конфуцианством. Рациональное учение о “всеобщей
любви и взаимной выгоде”. Разработка формально-логического метода для решения проблемы политического выбора.
Школа легистов (“законників»).
Основатель – Шан Ян (Гуньсунь Ян). Легисты - принципиальные противники
конфуцианского консерватизма. Принятие новых законов как средство “изменения
пути” (реформирования) государства. Критика этического приоритета в
конфуцианском учении. Утверждение принципа управления путем применения силы и
наказания («бадао»).
Полис как
форма существования древнегреческой цивилизации, основные этапы его эволюции.
Развитие политической мысли в Древней Греции в досократический период. Софисты
– деятели античной эпохи просвещения. Сократ - протагонист софистов. Отношение
Сократа к политике, государству и законам. Символический смысл суда над
Сократом. Идейно-политическая борьба в «точке Сократа» в ХХ-м веке.
Политическое учение Платона:
социальная природа платонизма; конструктивизм как основа платоновского
политического мышления; философ о “царском” искусстве политика; учение об
идеальном государстве; модель государства, основанного на законах (“второе
после наилучшего”); концепция круговорота несовершенных (извращенных) форм
правления. Проблема «тоталитаризма» и «коммунизма» в платоновском учении.
Политическое учение Аристотеля: теория
естественного происхождения государства, его определение и назначение;
критический анализ платоновского учения о государстве; собственный проект идеального
государства. Классификация основных государственных форм правления, их
сравнительные преимущества и недостатки, деление на правильные и неправильные;
факторы политической нестабильности и средства предотвращения государственных
переворотов; идея о смешанной форме правления как наиболее оптимальной. Учение
о праве: деление законов на естественные (общие) и писаные (частные).
Политико-правовые взгляды Цицерона: влияние
Аристотеля и стоиков; учение о естественной природе права и государства,
государство есть “достояние народа”, т. е. res
publica; положение о примате права над государством; тезис о необходимости
сочетания монархического, аристократического и демократического принципов
управления в системе власти для стабильности государственного строя.
Тема 2. Политические
учения Средневековья
Политические доктрины императорской Византии (сер. У11 - нач. Х111 вв.). Место политики в системе средневековых наук арабо-мусульманского мира. Роль Аристотеля и Платона как первоисточников арабской политической мудрости. Учение Аль-Фараби о Добродетельном граде. Политология Ибн-Хальдуна. Мусульманская политико-правовая теория. Победа раннего христианства над государственным духом позднего Рима. Учение Аврелия Августина “О двух градах”. Теократическая концепция государства и политики Фомы Аквинского.
Тема 3. Политические
учения эпохи Возрождения и Реформации
Обоснование
идеи вселенской монархии в трактате Данте Алигьери “Монархия”. Обоснование идеи
превосходства светской власти над духовной в трактате Марсилия Падуанского
“Защитник мира”.
Политология Никколо Макиавелли: методология; взгляд на человеческую природу;
о природе государства и власти; о народе и его роли в государстве; о судьбе
(фортуне) и доблести ( свободе воли); макиавеллиевский идеал государя; о приемах
и способах завоевания и удержания власти; постановка и решение проблемы цели и
средств в политике; загадка личности Макиавелли и макиавеллизм. Макиавеллизм
как главный тип мышления современных политиков.
Концепция
идеального придворного Бальдассаре Кастильоне. Политико-правовой аспект в
теологической доктрине Мартина Лютера. Лютер - немецкий Макиавелли. Учения
монархомахов: Юний Брут и Этьен Ла Боэси. Разработка идеи государственного суверенитета
в политико-правовом учении Жана Бодена. Социалистически-коммунистические учения
в Западной Европе в ХУ1 - ХУ11 вв.: Т. Мор и Т. Кампанелла.
Тема 4. Западноевропейские
политические учения Нового времени
Политические учения в Голландии и Англии в эпоху
ранних буржуазных революций (ХУ11 в.): Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Томас
Гоббс о делении права на естественное и волеустановленное, о естественном,
догосударственном, состоянии общества, о договорной природе государства,
неотчуждаемых правах личности, частной собственности как гарантии личной свободы, о взаимных
обязанностях государства и граждан, границах государственной власти, о праве
граждан на восстание, о формах правления.
Политические учения во Франции в эпоху Просвещения (ХУ111
в.): критический дух и “здравый смысл” энциклопедистов. Роль Вольтера в борьбе
за утверждение в обществе духа свободы, гуманности и веротерпимости.
Политические вгляды Вольтера. Политология Шарля Монтескье. Социально-политическое учение Жан-Жака Руссо: о естественном
состоянии как “золотом веке” человечества; о происхождении государства из
общественного договора; о социальном неравенстве и частной собственности как
причине гибели естественной свободы и узурпации богатыми политических прав
бедных в государственном состоянии; о народном суверенитете как абсолютном
принципе республиканского строя; руссоистская трактовка разделения власти.
Политическая идеология просветительства и Великая французская революция.
Политические учения в Италии в ХУШ в. :
Джамбаттист Вико и Чезаре Беккариа.
Политико-правовые учения в США в ХУ111 - Х1Х вв.: Т. Пейн, Т.
Джефферсон, А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, А. Линкольн.
Тема 5.
Политико-правовые учения в Германии в конце ХУШ – нач. Х1Хв.
Этико-политическое учение Иммануила Канта: Кант как
последний великий представитель эпохи Просвещения; кантовское решение проблемы
свободы; трактовка категорического
императива применительно к сфере политики; понятие права, его деление; понятие
государства, его происхождение; особенность кантовских взглядов на разделение
властей и классификацию форм государства; политический идеал; проект вечного
мира. Кант против Макиавелли: сравнительный анализ двух основных типов
политического мышления. Современная оценка вклада Канта в развитие либерального
дискурса.
Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха
Гегеля: понятие свободы как идея права; ступени развития понятия
права (абстрактное право, мораль, нравственность); значение института частной
собственности; формы наличного бытия нравственности (семья, гражданское
общество, государство); апологетическое учение о государстве; внешнее государственное право,
роль войны во взаимоотношениях суверенных государств. Современная постановка
вопроса о соотношении гражданского общества и государства.
Тема 6. Политические учения российских славянофилов
и западников
Смысл “русской идеи” как сути историософского спора о политических традициях России, ее историческом предназначении. Пробуждение русского национального самосознания в первой трети Х1Х в. Предтечи славянофильства и западничества: Н. М. Карамзин и П. Я. Чаадаев. Основные положения, концепции и характерные антиномии учения “старших славянофилов”. Либерализм и консерватизм «старших славянофилов». “Младшие славянофилы”. Учение Н. Я. Данилевского о культурно-исторических типах цивилизационного развития и о России как особой цивилизации. Политическая публицистика И.С. Аксакова в 70-80 гг. Х1Х в. Особый характер славянофильства Ф. М. Достоевского и К.Н. Леонтьева.
Разные лики
западничества. Западничество -
идейная основа российского реформаторства и революционаризма (либеральное и
социалистическое западничество). Политические идеи западников: Т.Н. Грановский,
Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, В.Г.
Белинский, А.И. Герцен.
Поиски
тождества: дискуссия о Пушкине. “Русская идея” на очередном распутьи: новейшие споры
современных славянофилов и западников о пути посткоммунистической России.
Тема 7. Политические
учения представителей социализма в Западной Европе в
начале Х1Х в.
Причины
распространения социалистических учений в Западной Европе в начале Х1Х в.
Социалистические проекты Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Значение
нравственно-политического идеала, выработанного домарксовским социализмом.
Тема 8. Политические
теории народничества в России
Противостояние интеллигенции и власти. Народничество как социально-политический феномен. Политическое мировоззрение А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Рахметовщина как апология революционного подпольного мира с его особой моралью.
Основные направления народничества 70 - 80-х гг. Х1Х в. П. Л.
Лавров об историческом и нравственном долге интеллигенции перед народом.
Политико-экономические и социологические взгляды Н. К. Михайловского. Теория
героев и толпы. Концепция революционной
диктатуры П. Н. Ткачева. Нечаевщина как русская бесовщина:
анализ Ф.М. Достоевского. Место народничества в идейно-политической традиции России.
Русский анархизм. Политическая теория
Бакунина. Концепция анархического коммунизма П. А. Кропоткина. Позитивный
потенциал идей анархистов о гражданском самоуправлении, федерализме, органическом
балансе между человеком и природой.
Тема 9. Либеральные
учения в Западной Европе в конце ХУШ - Х1Х вв.
Основные
принципы и ключевые понятия, описывающие стиль либерального мышления.
Классический западноевропейский либерализм: учение Б. Констана о личной свободе
и ее гарантиях от посягательства государства; теория утилитаризма И. Бентама.
Дальнейшее развитие либеральных идей в трудах А. де Токвиля, Дж. Ст. Милля, Г.
Спенсера, В. фон Гумбольдта, Л. Штейна.
Тема 10. Либеральная
мысль в России в Х1Х – нач. ХХ вв.
Истоки и особенность российского либерализма как дворянско-интеллигентского. Политические взгляды ММ. Сперанского. Политико-правовые теории Б. Н. Чичерина, С. А. Муромцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Л. Петражицкого. Разработка теории правового государства в трудах П. Н. Новгородцева и Б. А. Кистяковского. Критика публицистов-веховцев правового нигилизма российской революционной интеллигенции. Н.А. Бердяев о беспочвенности российского либерализма.
Тема 11. Консервативные
учения в Западной Европе в конце ХУШ
- Х1Х вв.
Социально-исторические
условия возникновения и оформления консервативной идеологии в Западной Европе.
Характерные черты консервативного стиля мышления. Учения классиков
западноевропейского консерватизма Э. Берка, Ж. де Местра, Ф. Р. де Шатобриана,
Л. де Бональда и А. де Токвиля.
Тема 12.
Консервативная мысль в России в конце Х1Х – первой пол. ХХ вв.
Официальный
консерватизм: теория «православие, самодержавие, народность». Политическое
учения К. Н. Леонтьева, К.П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова.
Консервативно-либеральное учение о
государстве и праве И. А. Ильина.
Тема 13. Нравственно-политическое учение Вл. С. Соловьева
«Русский
Кант». Критика отвлеченных начал западной политической мысли. Смысл истории и
христианская политика. «Русская идея». Политико-правовые аспекты соловьевского
учения о добре. Эсхатологический характер религиозно-нравственно-политической
системы Вл. Соловьева.
Тема 14. Политическая теория марксизма
Социально-исторические условия и
теоретические источники марксизма. Единство и различие научного и утопического
социализмов. Материалистическое понимание истории. Учение о
социально-экономических формациях. Карл Маркс и Фридрих Энгельс о происхождении частной собственности, классов
и государства. Анализ противоречий капитализма и вывод на его основе о
неизбежности мировой пролетарской революции (“всемирно-историческая миссия
пролетариата”). Марксова теория права.
Марксизм как научная критика капитализма, социальное пророчество и лжерелигия.
Западноевропейская социал-демократия в начале ХХ века: ревизия
марксизма; политические взгляды Эдуарда Берштейна и Карла Каутского; австро-марксизм; лейборизм.
Русский марксизм. Н.А. Бердяев о
возникновении в России особой версии марксизма.
Большевизм - революционный марксизм. Политическое учение В. И. Ленина.
Макиавеллистский тип мышления В.И. Ленина. Исторический и метафизический
большевизм. Судьбы коммунистической идеи.
Тема 15. Развитие либеральной
мысли на Западе и в СССР-России во
второй
пол.
ХХ в.
Два течения
внутри либерализма. Прогноз Й. Шумпетера. Защита М. Фридманом, Л. Мизесом, Фр.
Хайеком и К. Поппером принципов либерализма против социализма и тоталитаризма.
Либеральные дискурсы Р. Дворкина и И. Берлина. Либеральный манифест Ф. Фукуямы.
Очередной кризис либерализма на рубеже ХХ и ХХ1 столетий.
Диссидентский
либерализм в СССР. “Либеральная революция” М. С. Горбачева. Два либерализма в
посткоммунистической России. Оценка перспектив и границ возможностей либерализма
в новой России.
Тема 16. Развитие
консервативной мысли на Западе и в России во второй пол.
ХХ –
нач. ХХ1вв.
Западный
неоконсерватизм 80-х гг. Консервативное учение А. И. Солженицына, его полемика
с А.Д. Сахаровым. Коммунистический консерватизм А. А. Зиновьева. Концепция
«консервативной революции» А. Дугина. Становление консервативно-либеральной
идеологии в современной России.
Тема 17. Идея
социализма и современность
Концептуальный кризис современного
социализма. Переосмысление понятия «социализм» и его доктринальные выражения.
Этический социализм. Либеральный социализм. Социалистический стиль мышления.
Дискуссии вокруг социализма будущего. Социализм и становление нового мирового
порядка.
Тема 18. Политические
теории “третьего мира” в ХХ в.
Политическая
философия ненасилия: гандизм. “Третий путь” М.Каддафи. Исламский гуманизм М.
Хатами.