Политическое учение
Жан-Жака Руссо
Семинар – 2
ч.
П л а н
Политические идеи Жан-Жака Руссо, изложенные им в книге
«Об общественном договоре».
-
о природе человека и его естественном
состоянии;
-
о проблеме социального неравенства;
-
о происхождении гражданской свободы из
общественного договора;
-
о народном суверенитете и его
атрибутах;
-
о законе и законодателе;
-
о формах государственного правления;
защита демократии;
-
о месте и роли правительства.
Л и т е р а
т у р а:
Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. – М., 1998.
Верцман И. Е. Ж.-Ж. Руссо. – М., 1958.
Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции в ХУШ веке. – М., 1958.
Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах,
Гельвеций, Руссо). – М., 1995;
Дворцов А. Т. Ж.-Ж. Руссо. – М., 1980;
Манфред А. З. Три портрета времен французской революции. – М., 1989.
История политических и правовых учений / Под ред. В. С.
Нерсесянца. – М., 1996.
Себайн Дж. Г., Торсон Т. Л. Історія політичної думки / Переклад з англ. – Київ, 1997.
– С. 1997.
(По книге «О
духе законов»)
1.
Какое определение дал Монтескье
законам вообще?
«Законы в самом широком значении этого слова суть необходимые
отношения, вытекающие из природы вещей; в этом смысле все. Что существует,
имеет свои законы: они есть и у божества, и у мира материального, и у существ
сверхчеловеческого разума, и у животных, и у человека» (Кн. 1, гл. 1).
Бог создал законы,
они соответствуют его мудрости и могуществу. Они обладают постоянством и
единообразием; это – «неизменно установленные отношения». Божественные
установления – это суть естественные законы, которые лежат в основе созданных
людьми положительных законов, как их возможность. Главный естественный закон
для людей, принцип положительного законодательства – это справедливость. Это,
так сказать, - закон законов. «Говорить, что вне того, что предписано или
запрещено положительным законом, нет ничего ни справедливого, ни
несправедливого, - значит утверждать, что до того, как был начертан круг, его
радиусы не были равны между собою».
2. Что такое законы природы? Сколько законов природы насчитывал Монтескье?
Назовите их.
Законы природы – это
законы, которые вытекают единственно из природы человеческого существа. Люди по
ним жили до объединения в общества, то есть в естественном состоянии. Монтескье
указал на пять законов природы: стремление к миру, стремление добывать себе
пищу, стремление к общению с себе подобными, желание жить в обществе,
религиозное влечение к своему творцу.
3. В чем отличие положительных законов от естественных?
Положительные
законы непостоянны и несовершенны в отличие от естественных по природе
человека. Человек наделен способностью чувствовать и, следовательно, находится
во власти тысячи страстей, наделен разумом и, следовательно, способен познавать
и заблуждаться, наделен памятью и, следовательно, способен забывать своего
создателя, себя и своих ближних. Бог напоминает ему о себе в заветах религии,
философы направляют его законами морали, законодатели призывают его к
исполнению своих обязанностей посредством политических и гражданских законов.
Положительный закон вообще есть установление человеческого разума, тогда как
гражданские и политические законы есть частный случай приложения этого разума.
4.Чем объясняется необходимость в установлении положительных законов (права)? Какую классификацию права дает Монтескье?
Как только люди
объединяются в общество, они утрачивают естественное равенство, и начинается
война – как между отдельными лицами внутри общества, так и между народами.
Потребность права проистекает из необходимости прекращение войны всех против
всех, регулировании отношений на принципах добра и справедливости. Право
Монтескье разделил на международное
(законы, регулирующие отношения между народами); политическое (законы, определяющие отношения между правителями и
подданными) и гражданское (законы, определяющие отношения всех граждан
между собой).
1.
Что такое, по Монтескье, «дух
законов»?